ИСТОРИЯ № 1
С чего всё начиналось. Площадь Восстания
Ленинград был впервые назван «Городом-героем» — 1 мая 1945 года в приказе Верховного Главнокомандующего. К 1983 году обелиски уже стояли во всех городах-героях, кроме нашего города. Эти монументы были сооружены, в соответствии с Положением, утверждённым Президиумом Верховного Совета СССР.
Февраль 1983 года. У председателя Ленинградского горисполкома проходит совещание о подготовке к празднованию 40-й годовщины Победы. До праздника остаётся 26 месяцев. Необходимо установить Обелиск Городу-герою. Нужно успеть. Это значит — разработать проект, определить место сооружения, создать монумент и поставить на подготовленную площадь.
Организацию работы поручают Главному художнику города, архитектору, Александру Ивановичу Алымову. Руководители Ленинграда знают, что координировать работу творческих и инженерных специалистов в сжатые сроки он безусловно сможет.
В 1942 году, в Сталинграде, двадцатилетний командир взвода лейтенант Алымов командовал одной из Волжских переправ.
Сейчас ему предстоит собрать коллектив и в дальнейшем согласовывать работу очень многих специалистов. «ЛенНИИпроект» — это садово-парковые архитекторы и макетчики; «Ленгипроинжпроект» — там будут разрабатывать сложные конструкции, проектировать освещение; Трест «ГРИИ» — инженерные изыскания; ещё нужно подобрать коллектив скульпторов и многое другое. А через год — строительные работы.
В 1983 году я работал в Главном архитектурно-планировочном управлении (ГлавАПУ) Ленгорисполкома и занимался разработкой архитектурно-художественных решений на территории города. О предстоящей работе Александр Иванович мне рассказал 23 февраля. Началась стадия эскизного проектирования. Изучение обелисков, стоящих в нашем городе. Ознакомление с проектами советских мемориалов сороковых годов. Нарисованы десятки набросков.
12 марта 1983 года я сделал метровый рисунок, на котором показан Обелиск перед Московским вокзалом, (этот лист, вместе с другими материалами к проекту, сейчас находится в Музее истории города).
С этого времени, на каждом наброске всегда видны элементы площади — Московский вокзал, гостиница «Октябрьская», павильон метро или дома Невского проспекта. В этих эскизах я искал сочетание новой, мощной вертикали Обелиска с основными элементами уже давно сложившегося городского пространства.
К этому моменту я был уверен, что Обелиск должен стоять именно на площади Восстания и не только по композиционным соображениям.
Ещё в прежние годы градостроители периодически говорили о реорганизации всей территории перед Московским вокзалом. Здесь необходима заметная точка, которая подчеркнула бы ось Невского проспекта и организовала довольно сложное пересечение магистралей.
В конце 1982 года в центре площади была сооружена, скомпонованная мной, двенадцатиметровая, временная декоративная композиция — «Ленин», которая простояла до 1985 года. Её размеры мне показались явно недостаточными, чтобы «держать» всю территорию, но опыт работы с этим пространством оказался полезным. Я понял, где расположены наиболее выгодные точки, которые хорошо видны со всех уголков площади, со ступеней станции метро, от поворота со Старо-Невского проспекта и при подъезде с Лиговского.
Московский вокзал – это «главные железнодорожные ворота города». Отсюда, летом 1941 года уходили поезда с эвакуированными детьми, доставляли боеприпасы на линию фронта (полчаса до Колпино). На этой площади стояли ДОТы — на всякий случай, чтобы дать отпор,если враг прорвёт линию обороны и войдёт в город.
С 1945 года эта площадь задумывалась как мемориальная зона, прославляющая героическое прошлое города. Это видно по горельефам станции метро «Площадь Восстания», открытой в 1955 году.
ИСТОРИЯ № 2
Варианты. Архитектурный совет
Со второй половины марта 1983 года я дорабатывал композиционные варианты и архитектурно-художественное решение уже в общих чертах сложившегося монумента, готовил материалы для показа на Архитектурном совете. В мастерской скульптора Анатолия Александровича Киселёва была сделана первая гипсовая модель в масштабе 1 : 20.
27 мая 1983 года все материалы по предварительному проекту Обелиска Городу-герою мы привезли на площадь Ломоносова в кабинет начальника ГлавАПУ — Бориса Павловича Усанова. Главный архитектор Ленинграда Геннадий Никанорович Булдаков и народный архитектор СССР Игорь Иванович Фомин (оба члены-корреспонденты Академии Художеств) внимательно просмотрели выставленные материалы (вообще-то они всегда очень доброжелательно относились к новым проектам).
Планшеты и подрамники занимали почти всю стену большого парадного помещения. В центре висела перспектива 1,5 на 3 метра, в золочёной раме, которая выглядела как картина. На длинном столе стоял макет Обелиска, лежали дополнительные материалы.
После детального рассмотрения эскизный проект монумента Городу-герою Ленинграду получил одобрение Архитектурного совета ГлавАПУ.
Оставалось меньше месяца, до утверждения у первого секретаря Ленинградского обкома КПСС. Нужно сделать ещё несколько дополнительных эскизов.
ИСТОРИЯ № 3
Утверждение проекта
21 июля 1983 года, четверг. Сегодня едем в Смольный. Большая картина в золочёной раме уже в нашем автобусе у подъезда №1 на площади Ломоносова.
В ГлавАПУ на большом письменном столе главного художника города (говорят, работы самого Карла Росси) стоит стройная гипсовая модель Обелиска, лежит большой горизонтальный альбом в красивом переплёте с фотографиями эскизов и пояснительной запиской.
Алымов просматривает перед дорогой какие-то документы. Приподнятое настроение. Надо убедиться, что всё в порядке. Открываю альбом… Тяжёлая крышка фолианта падает на Обелиск. На паркетном полу — лежат пять-шесть гипсовых осколков…
Александр Иванович, почти не отрываясь от документов (буднично-спокойно) — «… в туалете чья-то зубная паста, надо бы как-то заклеить-подкрасить. Через 15 минут выезжаем…»
Всё ясно — герой Сталинграда лейтенант Алымов в 42-м руководил «огненной переправой», в 1945 году — офицер СМЕРШ. На мелочи не обращает внимание. Сейчас он руководит созданием «Героического Монумента»!
Через полчаса у Смольного. Выносим из автобуса — большой альбом, десяток метровых эскизов, «картину-перспективу» и «подновлённый» гипсовый обелиск.
Такой день. Хорошо бы запечатлеть. Просим прохожего с фотоаппаратом. Парень не подвёл, как смог, сфотографировал — из-за памятника Ленину к парадному подъезду кто-то несёт большую картину. Не знаю, как другие — я себя узнаю. Любительская фотокарточка торжественного события — приятно.
Я первый раз напрямую встречаюсь с первым секретарём Ленинградского обкома Львом Николаевичем Зайковым и первый раз в его кабинете. Он и сам в этом кабинете работает первый месяц. Спокойный, большой, доброжелательный.
Александр Иванович как главный художник города представляет проект. И Зайков, и Алымов — одногодки, оба фронтовики. Понимают друг друга с полуслова. Долго объяснять не пришлось — почему на площади Восстания, почему такого размера, почему из серого гранита.
Внимательно просмотрены все выставленные материалы. «Пусть будет всё, как на картине!», – сказал Лев Николаевич в конце встречи.
Эскизный проект утверждён!
ИСТОРИЯ №4
Пятигранный монумент. Горельефы
С декабря 1983 года, проектирование Обелиска Городу-герою уже шло по разным направлениям. Я продолжал разрабатывать композиционные варианты деталей монумента и делать наброски музея, который на этом этапе ещё предполагалось соорудить в подземной части мемориала.
После того как сложился художественный образ и определилось место установки Обелиска Городу-герою, к работе подключился институт «Ленгипроинжпроект» специалисты которого и раньше решали сложные задачи — создавали мосты, крупные транспортные сооружения, виадуки. Архитектор этой организации Владимир Михайлович Иванов и сотрудники его группы стали уточнять варианты конструктивных решений, прорабатывать инженерные узлы и коммуникации.
Январь-февраль 1984 года — рисую основание монумента. На первой грани — композиция с орденом Ленина. На других — четыре медальона-горельефа. 1941 год — Здание Смольного с заградительными аэростатами и фигурами ополченцев. 1942 — Исаакиевский собор и перекрестия авиационных прожекторов. 1943 — Символ Воинской Славы — Адмиралтейство. 1944 — Нарвские ворота, передовая линия обороны и бойцы-победители.
24 февраля 1984 года эскизы декоративных горельефов были переданы группе скульпторов (Борис Петров, Валентин Свешников, Альберт Чаркин, Александр Виноградов), и они приступили к творческому воплощению архитектурно-художественного замысла.
Это ученики народного художника СССР Вениамина Борисовича Пинчука, который поначалу собирался принимать участие в этом проекте, но в декабре 1983 года решил передать работу младшим коллегам.
В «ЛенНИИпроекте» началась работа по организации территории, созданию большого деревянного макета всей площади Восстания, решали какие-то садово-парковые вопросы.
Сечение обелиска, которое поначалу на эскизах было традиционно квадратным, к началу марта 1984 года стало уже пятиугольным.
11 марта 1984 года сделан первый чертёж «пятигранного обелиска». Эта форма более гармонично выглядела на трапециевидной площади. Через какое-то время сечение верхней основной части монумента решено было сделать уже в форме пятиконечной звезды, то есть десятигранным. Кстати, Дума на Невском в плане тоже пятиугольник.
Такое сечение ствола Обелиска создавало дополнительные световые эффекты, что особенно важно для серого гранита «Возрождение», из которого к этому моменту решено было вырубить монолит. При такой огранке он становился более заметным на фоне ленинградского неба.
ИСТОРИЯ № 5
Звезда над городом
Уже в газете «Ленинградская правда» появилась статья о будущем сооружении монумента и основные элементы композиции были утверждены, а завершение Обелиска окончательно ещё не найдено.
Долго не решался образ. То казалось, что монумент должен заканчиваться (завершаться), как классический обелиск-гномон, то в эскизах, на вершине ствола, появлялась объёмная геральдическая композиция (крейсер «Аврора» в гирлянде дубовых листьев и лент).
А как быть со звездой? По положению о городах-героях изображение медали «Золотая Звезда» должно обязательно входить в композицию. Где её расположить? Можно рядом с орденом Ленина или просто на одной из граней Обелиска в картуше, можно в венке из лент и колосьев. Много эскизов, но ничто пока не устраивало.
И вот — я смотрю кинофильм Евгения Евтушенко «Детский сад». Сюжет начинается в июне 1941 года. Москва, начало войны. На первых кадрах молодой красноармеец укрывает кремлёвскую Звезду защитным маскировочным чехлом. Потом эвакуация, детские военные скитания. А в конце фильма — Кремлёвская башня, и тот же, но немного повзрослевший, боец сбрасывает со Звезды защитный брезент. На фоне голубого неба загораются рубиновые грани. Победа!
Решено. На вершине Обелиска Городу-герою Ленинграду будет сверкать Золотая звезда. В этом нет ничего нового. Точно так же укрепляли фанерную звёздочку на скромных солдатских памятниках.
И это правильно. Звезда завершит гранитный монумент, это будет перекличка с золотым корабликом на шпиле Адмиралтейства. Это связь героических событий, происходивших в нашей стране и в нашем городе.
Остаётся только уточнить в эскизах габариты, архитектурные элементы перехода к гранитному монолиту и систему крепления.
8 мая 1985 года Л. Н. Зайков сказал: «В числе первых наш город был удостоен звания Героя. Отныне об этом будет напоминать Золотая Звезда, венчающая гранитный обелиск!»
ИСТОРИЯ № 6
Венок на обелиске
И ещё хочу вспомнить.
Начало лета. Ленинградский пригород. И как-то неожиданно… За кустами малины — одинокий обелиск ростом с солдатика-паренька. И покрашен он был давно-давно, и надпись на нём стёрлась. И, видно, девочки-подростки сняли с себя веночки, сплетённые из первых ромашек-васильков, и надели на Него.
«За малиновым кустом,
деревянный обелиск.
Что написано на нём…
Или…не было совсем.»
Вот так мы и сделаем. Наденем на наш Обелиск венок. «Венок Славы», сплетённый из лавровых листьев и полевых цветов.
Большой, тяжёлый, увитый георгиевскими лентами, мерцающий зеленовато-золотым, бронзовый венок сейчас украшает монумент.
Слава всем ленинградцам, павшим в тяжёлые дни Блокады — Женщинам, Детям, Рабочим наших заводов и бойцам Красной Армии!
* * *
Венок перекрывает место соединения гранитной базы-основания с главным, почти тридцатиметровым, монолитным стволом Обелиска. Но это уже технические подробности.
ИСТОРИЯ № 7
Торжественное открытие
8 мая 1985 года, среда.
Как хорошо было организовано торжественное открытие Обелиска!
Площадь Восстания и, конечно, Невский проспект украшены флагами.
На здании Московского вокзала и гостинице «Октябрьская» праздничные панно, на павильоне метро большой портрет Ленина. В руках у сотен ленинградцев красные и синие флажки с изображением Обелиска и надписью «40 лет Победы».
Специально к этому событию Ленинградским Монетным двором были выпущены бронзовые настольные медали и изящные значки. Обелиск на них изображён по одному из первых эскизов. Да разве в этом дело! Главное, что в день открытия Обелиска они на груди горожан.
В 1985 году ещё было очень много ленинградцев, переживших Блокаду.
Звучит военный оркестр, торжественным маршем проходят воины, замер почётный караул. Море флагов. У микрофона известные жители Ленинграда — академики, Герои Социалистического Труда, генералы.
Прошло больше 30 лет, как стоит монумент. Но каждый раз, когда прохожу по площади Восстания, я на минуту отвлекаюсь от суеты и вспоминаю моих родителей, которых в Ленинграде застала война. Я вспоминаю фронтовиков, с которыми мне посчастливилось работать при создании этого мемориала — Александра Ивановича Алымова, Геннадия Никаноровича Булдакова и Владимира Михайловича Иванова, офицеров Великой Отечественной войны.
Во время проектирования Обелиска сложилось стихотворение, в конце которого павшие в Блокаду обращаются к будущим ленинградцам:
«Не лежится
Мы же Вам…
Недосказали
Мы, как Звезды
Вам на Землю
П о б л е с т и м»
На Невском проспекте в центре площади мерцает на фоне неба, а по вечерам горит золотая Звезда — это погибшие в дни войны говорят своим детям, внукам и правнукам негромкие, недосказанные слова.
Мы слушаем.
ИСТОРИЯ № 8
Обелиск — это сакральный монумент
В Египте верили, что такой мощный монолит придаёт силу их городам, это символ Солнца. Верили, что обелиск как энергетический штекер подключает к Космосу.
В Греции такие объекты называли ФАСЦИНУС, в Риме LIBER PATER. Париж и Рим украшают обелиски, вывезенные из порабощённых стран. Завоеватели верили, что в захваченном городе, лишённом Обелиска-Фаллоса, наступит бессилие (impotentia).
У всех народов обелиск, — это олицетворение жизнестойкости и энергии. Там никогда не скажут «стела». Стела (с одним Л) – это плоская вертикальная плита (в русском языке это слово женского рода).
«Приап» – так уважительно говорят про обелиск в Италии.
Еще иногда Обелиск Городу-герою называют — Стелла (с двумя Л), забывая, что stella — это по-латыни просто «звезда». По традиции римских архитекторов монумент можно было бы назвать «Stella Obeliscus» —«Звёздный Обелиск».
Ещё мне кажется, что название площади с появлением этого Обелиска, стало восприниматься как-то по-новому — «Площадь Восстания!» На Невском проспекте «восставлен» перпендикуляр-Обелиск.
А ещё «восстать» — в значении воспрянуть, встать, подняться. Ленинград восстановился после тяжёлой Блокады. «Площадь Восстания». Обелиск как восклицательный знак! Наш Город Воспрянул.
Обелиск Городу-герою на площади Восстания – это олицетворение жизненной силы и стойкости ленинградцев.
ИСТОРИЯ № 9
Про памятник Александру III
В 2007 году в архитектурной мастерской Штефана Шольца (Гамбург), по заказу компании «Адитум» был разработан проект Торгово-развлекательного комплекса под площадью Восстания. (?)
После этого несколько раз в средствах массовой информации поднимался вопрос о возвращении памятника Александру III к Московскому вокзалу, где он находился 80 лет тому назад.
Для чего? Понятно, что под Обелиском «Городу-герою» торговый центр построить не получится. Всё-таки 360 тонн и сверхмощный фундамент.
Стали писать, что перемещение памятников необходимо для «восстановления и справедливости, и исторического облика города». Так ли на самом деле? Или под предлогом возвращения «царя» нужно просто убрать Обелиск, который мешает постройке торгового центра?
«Александр III» простоял на площади 9 лет как монумент и 20 лет, после 1917 года, как объект советской монументальной пропаганды с высеченной надписью «ПУГАЛО». В дни революционных праздников памятник служил каркасом агитационных сооружений. Саркастическое изображение царя вполне устраивало советских пропагандистов.
Сам автор скульптуры, Паоло Трубецкой, говорил, что старался изобразить «одно животное на другом» (признание достойное). В 1914 году Николай II хотел «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновних глаз». Кому же необходим демонтированный перед войной монумент?
В конце тридцатых годов руководителями нашего государства был взят курс на восстановление некоторых традиций и укрепление СССР. Георгий Димитров записал в своём дневнике после празднования годовщины Октябрьской революции 7 ноября 1937 года тост Сталина: «… Русские цари сделали много плохого… Но они сделали одно хорошее дело: сколотили огромное государство до Камчатки. Мы получили в наследство это государство…». В этом случае саркастическое отношение к царю государственнику стало совершенно неуместным. И этот памятник убрали.
А позитивные памятники императорам как стояли, так и стоят — Николаю I, Екатерине II, Петру I и Александровская колонна. Все эти монументы ленинградцы охраняли даже в годы войны.
А памятник Александру III работы Трубецкого нужен только для сооружения Торгово-развлекательного центра по заказу «Адитум».
Многие ленинградцы-петербуржцы сразу прореагировали на планы по «реконструкции-трансформации» площади. В газетах стали появляться статьи историков города, направленные против строительства перед зданием вокзала торгового-развлекательного центра и возвращения памятника Александру III.
У меня хранится газета «Площадь Восстания №1» и листовка, в которых шахтёры города Сланцы обещали выйти на площадь в том случае, если кто-нибудь попытается перемещать Обелиск Городу-герою Ленинграду.
ИСТОРИЯ № 10
Волшебный документ №730
Передо мной документ, которому больше 36 лет. Он был издан уже после того, как на протяжении девяти месяцев, с февраля 1983 года, разрабатывался проект Обелиска Городу-герою Ленинграду на площади Восстания и после того, как представленный в Смольном вариант был одобрен первым секретарем Ленинградского обкома КПСС.
Ленинградский городской Совет народных депутатов
РЕШЕНИЕ от 21 ноября 1983 года № 730
О сооружении обелиска Городу-герою Ленинграду.
В соответствии с «Положением о высшей степени отличия — звании «Город- Герой»», утверждённым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года, и в связи с празднованием 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета народных депутатов решил:
Соорудить к 9 мая 1985 года на пл. Восстания обелиск в связи с присвоением Ленинграду высшей степени отличия звания «Город-Герой»
и… ПРИЛОЖЕНИЕ к решению. Координационный график изысканий, проектирования и сооружения обелиска, в котором указывалось, что архитектурное проектирование и эскизные решения художественных работ следует вести с ноября 1983 года.
Я впервые увидел это «Решение» только в прошлом году. Значит эскизный проект Обелиска Городу-герою был рождён за девять месяцев (хорошее совпадение) и как-раз ПЕРЕД официальным письменным указом о начале проектирования. Интересная подробность!
И мне стали более понятны некоторые эпизоды, возникавшие при создании этого монумента. На поле боя приказы отдаются устно. Значит так было нужно, чтобы соорудить Памятник Героям к 9 Мая!
Май 2020 года.
Архитектор Лукьянов Владимир Сергеевич.
Член Союза Архитекторов СССР с 1980 года.
Билет № 2837.