Сфера производства, оборота и потребления спиртных напитков во все времена имела исключительно важное значение для социально-экономической и общественно-политической жизни России. От уровня доходов, получаемых от реализации алкогольной продукции, самым непосредственным образом зависело состояние всей финансовой системы государства. Отношения, складывавшиеся в сфере питейного дела, неизменно оказывали мощное воздействие на морально-психологический климат в обществе, в существенной степени влияли на формирование национального менталитета.
Несмотря на очевидную значимость рассматриваемой сферы деятельности, история развития питейного дела в России не получила должного освещения в отечественной историографии. Отдельные вопросы, связанные с производством алкоголя, питейной торговлей, законодательной базой, регулирующей правила изготовления и реализации спиртных напитков, периодически поднимаются в исторической научной и научно-популярной литературе, а также обсуждаются на научных мероприятиях различного уровня. Тем не менее, многие стороны развития питейного дела в России остаются либо совсем не исследованными, либо исследованными поверхностно и выборочно. При этом в отношении истории производства и реализации спиртных напитков, масштабов и последствий их потребления как среди историков-профессионалов, так и среди широких слоев населения бытует огромное количество разного рода мифов и домыслов, порой взаимоисключающего характера («изобретение» 40-градусной водки Менделеевым, миф о тотальном алкоголизме русского народа еще во времена Ивана Грозного и контрмиф — о едва ли не поголовном трезвенничестве жителей России до Петра I и т. п.).
Разработка различных аспектов истории питейного дела связана с изучением таких сложных и дискуссионных вопросов, как время, характер и пути формирования всероссийского рынка, зависимость финансово-экономической системы государства от колебаний внутри- и внешнеполитической конъюнктуры, роль прямых и косвенных казенных доходов (в том числе питейной прибыли) в формировании государственного бюджета. Без этого, в свою очередь, невозможно решить и фундаментальную проблему о характере и темпах развития страны в XVI–XX вв., о соотношении в ее экономике феодального и капиталистического начал, уровня развития отечественной промышленности. Эволюция питейного дела, в частности, развитие винокуренного и пивоваренного производства (винокурение в XVII–XVIII вв. по численности предприятий, размерам товарной продукции, ее стоимости и формам организации производства принадлежала к наиболее развитым отраслям промышленности России), виноградарства и виноделия, трактирно-кабацкого дела и ресторанного бизнеса непосредственным образом отражает уровень общественного производства и разделения труда, процесс первоначального накопления капитала, изменение материальных потребностей и уровня благосостояния населения.
Создание подлинно научной истории питейного дела в России, основанной на профессиональном и непредвзятом анализе исторических источников, разоблачение существующих ложных и спекулятивных представлений о данной сфере деятельности, популяризация позитивного опыта и акцентирование внимания на негативных сторонах, представляется весьма важной и актуальной задачей, стоящей как перед историками, так и специалистами в области производства и реализации алкогольной продукции.
Важным шагом на этом пути является проведение специальной научной конференции, на которой будут подробно и всесторонне рассмотрены различные аспекты развития питейного дела и трезвеннического движения в России с древнейших времен до наших дней. Подобных конференций до настоящего времени в нашей стране не проводилось.
В ходе работы конференции «История питейного дела и трезвеннического движения в России с древнейших времен до наших дней» будут рассмотрены следующие вопросы:
- источники по истории питейного дела;
- история производства и технологии изготовления различных алкогольных напитков;
- история питейной торговли;
- история государственных кампаний по борьбе с пьянством;
- история трезвеннического движения;
- история проникновения и распространения в России алкогольных напитков иностранного происхождения;
- история организации сбыта алкогольной продукции (кабацкое и ресторанное дело);
- история развития законодательной базы о производстве и продаже питей;
- значение питейных доходов в финансовой системе государства;
- история питейного акциза;
- история незаконного производства и контрабанды алкогольной продукции.
Географические рамки конференции: Древнерусское государство — Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское — Московское царство — Российская империя (включая Царство Польское и Великое княжество Финляндское) — РСФСР — СССР — Российская Федерация. Хронологические рамки: с X до начала XXI в/
На конференцию заявлены доклады 140 участников из Российской Федерации и шести зарубежных стран (Белоруссия, Великобритания, Польша, США, Украина, Франция).
Справки по адресу: torgtam@mail.ru (Раздорский Алексей Игоревич, председатель оргкомитета)