2 февраля 2018 г. в Российской Национальной библиотеке состоялась презентация коллективной монографии «Европейская Реформация и ее возможные аналоги в России» (Труды СПбИИ РАН. Вып. 3 (19). СПб., Нестор – История, 2017). Презентацией руководил д.и.н. А.И.Алексеев, зав. Отделом рукописей РНБ, один из авторов монографии.
К.и.н., ст. научный сотрудник Отдела всеобщей истории СПбИИ РАН С.А.Исаев, инициатор этой работы, в своем выступлении изложил первоначальный замысел исследования, рассказал о работе над ним и поделился первыми впечатлениями от результата. В перспективе предполагалось включить в исследование более широкий круг исторических явлений: павликианство, скандинавскую Реформацию, католическую Контрреформацию, но приходилось считаться с ограничением объема издания и трудностями в поиске авторов.
Д.и.н. П.В.Седов, зав. Отделом древней истории России СПбИИ РАН обратил внимание читателей, что глава, посвященная старообрядчеству, автором которой он является, представляет не деятельность вождей старообрядческого раскола, а жизнь новгородских крестьян, сочувствовавших расколу, но не готовых «за аз единый» голову положить.
На презентации выступила к.и.н. Т.Н.Таценко, ст. научный сотрудник Отдела всеобщей истории СПбИИ РАН, один из основных авторов коллективного исследования. Она подчеркнула, что авторы стремились уделить главное внимание теологическим и литургическим аспектам Реформации. Анализ богословских дискуссий и сочинений реформаторов основывается на текстах подлинных источников. Важным было показать, что острые и непримиримые разногласия теологов, например, в вопросе о понимании причастия, не только привели к образованию двух отдельных лагерей Реформации, но и существенно образом повлияли на ход развития германской, да и всей европейской истории.
В монографии предложена новая классификация разновидностей Реформации, показаны глубокие различия между ее течениями. Распространенные сегодня попытки провести аналогии между старообрядчеством и протестантизмом соавторы единодушно отвергают, показывая, что они построены на поверхностных представлениях как о старообрядчестве, так и о протестантизме.
Единая позиция авторов исследования, специалистов по истории разных стран, возможно привлечет к нему серьезное внимание и большой интерес не только историков, но и религиоведов.