Литература
Абеленцева О. А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской церкви. М.; СПб., 2009.
Алексеев А. И. О складывании поминальной практики на Руси // «Сих же память пребывает вовеки». Материалы междунар. науч. конф. СПб., 1997. С. 5 – 10.
Алексеев А. И. Роль церкви в создании русского государства. Период централизации. Иван III. 1462–1505. СПб., 2003.
Белякова Е. В. К истории учреждения автокефалии русской церкви // Россия на путях централизации. Сб. статей. М., 1982. С. 152 – 156.
Богланов А. П. Московские патриархи. М., 1998. Т. 1, 2.
Борисов Н. С. Русская церковь в политической борьбе XIV — XV веков. М., 1986.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903.
Голубинский Е. Е. История русской церкви. М. 1880. Т. 1, 1-я половина тома. 2-е изд. М., 1902; Т. 1, 2-я половина тома. 2-е изд. М., 1904; Т. 2, 1-я половина тома. М. 1900; М., 1911. Т. 2, 2-я половина тома.
Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб, 2001.
Замалеев А. Ф.., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы. Очерки древнерусской духовности. Л., 1991.
Зеньковский С. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII в. München, 1970.
Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начале XVI века. М.-Л., 1955.
Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. Л., 1960.
Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. Л., 1970.
Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. I-II. Сергиев Посад, 1909 – 1912.
Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1 — 2. (Париж, 1959). Переизд.: М., 1992.
Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв. М., 1960.
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. (М., 1871). Репринт: М., 1989.
Кричевский Б. В. Митрополичья власть в средневековой Руси (XIV век). СПб., 2003.
Крушельницкая Е. В. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV – XVII вв. // Духовное, историческое и культурное наследие Кирилло-Белозерского монастыря: К 600-летию основания. СПб., 1998. С. 60 – 72.
Кузьмин А. Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. М., 1988.
Кучкин В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. № 10.
Кучкин В. А. , Флоря Б. Н. О профессиональном уровне книг по истории русской церкви // Вопросы истории. 1988. № 11. (Ответ Н.С. Борисова и А.С. Хорошева: Вопросы истории. 1989. № 10).
Лавров А. С. Колдовство и религия в России. М., 2000.
Лурье Я. С. Две истории Руси 15 века. СПб., 1994. Гл. 2.
Лурье Я. С. Как установилась автокефалия русской церкви в ХV в.? // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XXIII. Л., 1991. С. 181 — 196.
Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI вв. М.; Л., 1960.
Лурье Я. С. Русские современники возрождения. Л., 1988.
Мильков В. В. Древнерусские апокрифы. СПб., 1999.
Мусин А. Е. Становление церкви на Руси в IX–XIV веке. Средневековая русская христианская культура: Историко-археологическое исследование. Lewiston, 2001.
Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397 — 1625). Т. 2. Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение / Подг. изд. З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, Т. И. Шаблова. СПб., 2006.
Никольский Н.М. История русской церкви (1931). Переизд.: Минск, 1989.
Охотина Н. А. Русская церковь и монгольское завоевание (XIII в.) // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. С. 67 — 84.
Павлов А. С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Ч. I. Одесса, 1871.
Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.
Плигузов А. И., Хорошкевич А. Л. Русская церковь и антиордынская борьба в XIII — XV вв. // Там же. С. 84 — 102.
Плигузов А. И. Полемика в Русской церкви первой трети XVI столетия. М., 2002.
Поппэ А. Политический фон крещения Руси (русско-византийские отношения в 986 — 989 годах) // Как была крещена Русь. 2 изд. М., 1990.
Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X — XII вв. СПб., 1913.
Приселков М. Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг., 1916.
Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978.
Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
Рогов А. И. Народные массы и религиозные движения в России второй половины XVII в. // Вопросы истории. 1973. № 4.
Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003.
Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986.
Русское православие. Вехи истории / Отв. ред. А. И. Клибанов. М., 1988.
Рыбаков Б. А. Стригольники. (Русские гуманисты XIV столетия). М., 1993.
Сахаров А. М. Религия и церковь // Очерки русской культуры XVI века. Ч. 2. М., 1977.
Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2008.
Синицина Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М., 1998.
Синицына Е. В. Автокефалия русской церкви и учреждение Московского патриархата (1448 — 1589) // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. С. 126 — 151.
Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV — XVI вв. Новосибирск, 1991.
Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. СПб., 1895.
Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. СПб., 1898.
Соколов Пл. Русский иерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913.
Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI – XVII веках. М., 2002.
Федотов Г. П. Святые Древней Руси (1930). Переизд.: М., 1990.
Федотов Г. П. Святой Филипп митрополит Московский. М., 1991.
Флоря Б. Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. (Эпоха средневековья). М., 1992.
Флоря Б. Н. Государственная власть и формирование духовного сословия в средневековой России // Сословия и государственная власть в России. XV – середина XIX вв. Международная конференция – Чтения памяти акад. Л. В. Черепнина. М., 1994. Ч. 2. С. 158 – 164.
Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI — XVI вв.). М., 1986.
Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980.
Штайндорф Л. Поминание усопших как общее наследие западного Средневековья и Древней Руси // «Сих же память пребывает вовеки» (Мемориальный аспект в культуре русского православия): Материалы науч. конф. СПб., 1997. С. 39 – 45.
Шульгин В.С. Религия и церковь // Очерки русской культуры XVII века. Ч. 2. М., 1979.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X — XIII вв. М., 1989.
Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы и церковь в Древней Руси ХI — XIV вв. М., 1972.
Юшков С.В. Очерки из истории приходской жизни на севере России в XV — XVII вв. СПб., 1913.
Crummey R.O. The Old Believers and the World of Antichrist. The Vyg Community and the Russian State 1694 — 1855. Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1970.
Gonneau P. La maison de la sainte Trinité. Paris, 1993.
Hoesch E. Orthodoxie und “Rechtglaeubigkeit” im Moskauer Russland // Geschichte Altrusslands in der Begriffswelt ihrer Quellen. Stuttgart, 1986. S. 50 – 69.
Michels G. B. At War with the Church: Religious Dissent in Seventeenth-Century Russia. Stanford UP, 1999.
Müller L. Die Taufe Russlands. Die Frühgeschichte des russischen Christentums bis zum Jahre 988. München, 1987.
Poppe A. The Rise of Christian Russia. London: Variorum Reprints, 1982.
Steindorff L. Klöster als Zentren der Tötensorge in Altrussland // Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Bd. 50. 1995. S. 337 – 354.
Steindorff L. Memoria in Altrußland: Untersuchungen zu den Formen christlicher Totensorge. Stuttgart, 1994. (См. также рец. Р.Г.Скрынникова и А.И.Алексеева на эту книгу // Отечественная история. 1997. № 2. С. 201 – 203).
Vodoff V. Naissance de la chretienté russe. La conversion du prince Vladimir de Kiev (988) et ses сonsequences (XI — XIII siècles). Paris: Fayard, 1988.