Онлайн-обсуждение монографии «Страдание и выживание в период войны: жизнь людей в условиях блокады Ленинграда, 1941-1944» (изд-во Оксфордского университета, 2021) известного социолога, профессора университета Ричмонда и СПбГУ Джеффри Хасса прошло 11 апреля 2022 г. в рамках совместного семинара лаборатории «История блокады Ленинграда» СПбИИ РАН и Отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда – Институт истории обороны и блокады Ленинграда.
Доктор Джефри Хасс занимается изучением самых разных аспектов истории блокады Ленинграда. В своей новой книге, опираясь на дневники, воспоминания, интервью, сводки правоохранительных органов и другие официальные источники, он пытается проанализировать различные типы поведения ленинградцев в условиях войны, голода и чрезвычайной неопределенности.
По признанию автора, монография носит междисциплинарный характер: с одной стороны, ее можно рассматривать как социологическую работу, с другой, — как историческую. Но в книге нет исчерпывающих ответов, а, скорее, предлагается постановка множества по-новому сформулированных вопросов, которые можно разделить на четыре основных темы:
1. Сознательный выбор стратегии выживания, тип поведения: какой выбор делает человек, находящийся в экстремальных условиях, «зажатый в угол»? Ведет ли он себя исключительно рационально как homo economicus или же как «человек культурный, цивилизованный» и почему? Что на этот выбор влияет? Какую роль играют привычки, навыки, мировоззрение?
2. Голоса и опыт ленинградцев: что горожане думали и как себя вели? В центре внимания — опыт индивидуального и социального выживания. Как выживает система в своих социальных, культурных, структурных связях?
3. Влияние войны на большевизм, на его политическую культуру, на власть, на авторитет власти и т.д.
4. Системный коллапс: как и когда структуры или выживают, или рушатся?
Дж. Хасс подчеркнул, что основная задача книги — это попытка объяснить, почему во время блокады люди из разных слоев общества, разного социального статуса, образования, семейного положения, даже района проживания и т.д., принимали именно те, а не иные решения, каково было их отношение к самому факту вынужденного выживания, к голоду, к еде, к смерти и страданию, к близким и к «другим» и т.д.
«Наверное, главные урок блокады состоит в том, что выживание – это противоречие между желанием физического сохранения своей жизни и эмоциональными и моральными требованиями сохранения своей человечности», — завершил представление новой книги доктор Дж.Хасс.
Во второй части семинара автор ответил на многочисленные вопросы российских коллег.