В. С. Лукьянов

ЗВЕЗДА НАД ГОРОДОМ (10 историй)

ИСТОРИЯ № 1

С чего всё начиналось. Площадь Восстания

Архитектор В.С.Лукьянов в мастерской

Ленинград был впервые назван «Городом-героем» — 1 мая 1945 года в приказе Верховного Главнокомандующего. К 1983 году обелиски уже стояли во всех городах-героях, кроме нашего города. Эти монументы были сооружены, в соответствии с Положением, утверждённым Президиумом Верховного Совета СССР.

Февраль 1983 года. У председателя Ленинградского горисполкома проходит совещание о подготовке к празднованию 40-й годовщины Победы. До праздника остаётся 26 месяцев. Необходимо установить Обелиск Городу-герою. Нужно успеть. Это значит — разработать проект, определить место сооружения, создать монумент и поставить на подготовленную площадь.

Организацию работы поручают Главному художнику города, архитектору, Александру Ивановичу Алымову. Руководители Ленинграда знают, что координировать работу творческих и инженерных специалистов в сжатые сроки он безусловно сможет.

В 1942 году, в Сталинграде, двадцатилетний командир взвода лейтенант Алымов командовал одной из Волжских переправ.

Сейчас ему предстоит собрать коллектив и в дальнейшем согласовывать работу очень многих специалистов. «ЛенНИИпроект» — это садово-парковые архитекторы и макетчики; «Ленгипроинжпроект» — там будут разрабатывать сложные конструкции, проектировать освещение; Трест «ГРИИ» — инженерные изыскания; ещё нужно подобрать коллектив скульпторов и многое другое. А через год — строительные работы.

В 1983 году я работал в Главном архитектурно-планировочном управлении (ГлавАПУ) Ленгорисполкома и занимался разработкой архитектурно-художественных решений на территории города. О предстоящей работе Александр Иванович мне рассказал 23 февраля. Началась стадия эскизного проектирования. Изучение обелисков, стоящих в нашем городе. Ознакомление с проектами советских мемориалов сороковых годов. Нарисованы десятки набросков.

В.С.Лукьянов. Эскиз обелиска

12 марта 1983 года я сделал метровый рисунок, на котором показан Обелиск перед Московским вокзалом, (этот лист, вместе с другими материалами к проекту, сейчас находится в Музее истории города).

С этого времени, на каждом наброске всегда видны элементы площади — Московский вокзал, гостиница «Октябрьская», павильон метро или дома Невского проспекта. В этих эскизах я искал сочетание новой, мощной вертикали Обелиска с основными элементами уже давно сложившегося городского пространства.

К этому моменту я был уверен, что Обелиск должен стоять именно на площади Восстания и не только по композиционным соображениям.

Ещё в прежние годы градостроители периодически говорили о реорганизации всей территории перед Московским вокзалом. Здесь необходима заметная точка, которая подчеркнула бы ось Невского проспекта и организовала довольно сложное пересечение магистралей.

В конце 1982 года в центре площади была сооружена, скомпонованная мной, двенадцатиметровая, временная декоративная композиция — «Ленин», которая простояла до 1985 года. Её размеры мне показались явно недостаточными, чтобы «держать» всю территорию, но опыт работы с этим пространством оказался полезным. Я понял, где расположены наиболее выгодные точки, которые хорошо видны со всех уголков площади, со ступеней станции метро, от поворота со Старо-Невского проспекта и при подъезде с Лиговского.

Московский вокзал – это «главные железнодорожные ворота города». Отсюда, летом 1941 года уходили поезда с эвакуированными детьми, доставляли боеприпасы на линию фронта (полчаса до Колпино). На этой площади стояли ДОТы — на всякий случай, чтобы дать отпор,если враг прорвёт линию обороны и войдёт в город.

С 1945 года эта площадь задумывалась как мемориальная зона, прославляющая героическое прошлое города. Это видно по горельефам станции метро «Площадь Восстания», открытой в 1955 году.

ИСТОРИЯ № 2
Варианты. Архитектурный совет

В.С.Лукьянов. Вариант со скульптурами

Т.В.Лукьянова и В.С.Лукьянов в мастерской. 1983 г.

  Со второй половины марта 1983 года я дорабатывал композиционные варианты и архитектурно-художественное решение уже в общих чертах сложившегося монумента, готовил материалы для показа на Архитектурном совете. В мастерской скульптора Анатолия Александровича Киселёва была сделана первая гипсовая модель в масштабе 1 : 20.

27 мая 1983 года все материалы по предварительному проекту Обелиска Городу-герою мы привезли на площадь Ломоносова в кабинет начальника ГлавАПУ — Бориса Павловича Усанова. Главный архитектор Ленинграда Геннадий Никанорович Булдаков и народный архитектор СССР Игорь Иванович Фомин (оба члены-корреспонденты Академии Художеств) внимательно просмотрели выставленные материалы (вообще-то они всегда очень доброжелательно относились к новым проектам).

Планшеты и подрамники занимали почти всю стену большого парадного помещения. В центре висела перспектива 1,5 на 3 метра, в золочёной раме, которая выглядела как картина. На длинном столе стоял макет Обелиска, лежали дополнительные материалы.

После детального рассмотрения эскизный проект монумента Городу-герою Ленинграду получил одобрение Архитектурного совета ГлавАПУ.

Оставалось меньше месяца, до утверждения у первого секретаря Ленинградского обкома КПСС. Нужно сделать ещё несколько дополнительных эскизов.

ИСТОРИЯ № 3
Утверждение проекта

В.С. Лукьянов. Обелиск городу-герою Ленинграду

21 июля 1983 года, четверг. Сегодня едем в Смольный. Большая картина в золочёной раме уже в нашем автобусе у подъезда №1 на площади Ломоносова.

В ГлавАПУ на большом письменном столе главного художника города (говорят, работы самого Карла Росси) стоит стройная гипсовая модель Обелиска, лежит большой горизонтальный альбом в красивом переплёте с фотографиями эскизов и пояснительной запиской.

Алымов просматривает перед дорогой какие-то документы. Приподнятое настроение. Надо убедиться, что всё в порядке. Открываю альбом… Тяжёлая крышка фолианта падает на Обелиск. На паркетном полу — лежат пять-шесть гипсовых осколков…

Александр Иванович, почти не отрываясь от документов (буднично-спокойно) — «… в туалете чья-то зубная паста, надо бы как-то заклеить-подкрасить. Через 15 минут выезжаем…»

Всё ясно — герой Сталинграда лейтенант Алымов в 42-м руководил «огненной переправой», в 1945 году — офицер СМЕРШ. На мелочи не обращает внимание. Сейчас он руководит созданием «Героического Монумента»!

Через полчаса у Смольного. Выносим из автобуса — большой альбом, десяток метровых эскизов, «картину-перспективу» и «подновлённый» гипсовый обелиск.

В.С.Лукьянов перед утверждением проекта. 1983 г.

Такой день. Хорошо бы запечатлеть. Просим прохожего с фотоаппаратом. Парень не подвёл, как смог, сфотографировал — из-за памятника Ленину к парадному подъезду кто-то несёт большую картину. Не знаю, как другие — я себя узнаю. Любительская фотокарточка торжественного события — приятно.

Я первый раз напрямую встречаюсь с первым секретарём Ленинградского обкома Львом Николаевичем Зайковым и первый раз в его кабинете. Он и сам в этом кабинете работает первый месяц. Спокойный, большой, доброжелательный.

Александр Иванович как главный художник города представляет проект. И Зайков, и Алымов — одногодки, оба фронтовики. Понимают друг друга с полуслова. Долго объяснять не пришлось — почему на площади Восстания, почему такого размера, почему из серого гранита.

Внимательно просмотрены все выставленные материалы. «Пусть будет всё, как на картине!», – сказал Лев Николаевич в конце встречи.

Эскизный проект утверждён!

ИСТОРИЯ №4
Пятигранный монумент. Горельефы

Вариант установки обелиска. Арх. В.С.Лукьянов

С декабря 1983 года, проектирование Обелиска Городу-герою уже шло по разным направлениям. Я продолжал разрабатывать композиционные варианты деталей монумента и делать наброски музея, который на этом этапе ещё предполагалось соорудить в подземной части мемориала.

После того как сложился художественный образ и определилось место установки Обелиска Городу-герою, к работе подключился институт «Ленгипроинжпроект» специалисты которого и раньше решали сложные задачи — создавали мосты, крупные транспортные сооружения, виадуки. Архитектор этой организации Владимир Михайлович Иванов и сотрудники его группы стали уточнять варианты конструктивных решений, прорабатывать инженерные узлы и коммуникации.

Январь-февраль 1984 года — рисую основание монумента. На первой грани — композиция с орденом Ленина. На других — четыре медальона-горельефа. 1941 год — Здание Смольного с заградительными аэростатами и фигурами ополченцев. 1942 — Исаакиевский собор и перекрестия авиационных прожекторов. 1943 — Символ Воинской Славы — Адмиралтейство. 1944 — Нарвские ворота, передовая линия обороны и бойцы-победители.

В.С.Лукьянов. Эскизы бронзовых горельефов

24 февраля 1984 года эскизы декоративных горельефов были переданы группе скульпторов (Борис Петров, Валентин Свешников, Альберт Чаркин, Александр Виноградов), и они приступили к творческому воплощению архитектурно-художественного замысла.

Это ученики народного художника СССР Вениамина Борисовича Пинчука, который поначалу собирался принимать участие в этом проекте, но в декабре 1983 года решил передать работу младшим коллегам.

В «ЛенНИИпроекте» началась работа по организации территории, созданию большого деревянного макета всей площади Восстания, решали какие-то садово-парковые вопросы.

Сечение обелиска, которое поначалу на эскизах было традиционно квадратным, к началу марта 1984 года стало уже пятиугольным.

11 марта 1984 года сделан первый чертёж «пятигранного обелиска». Эта форма более гармонично выглядела на трапециевидной площади. Через какое-то время сечение верхней основной части монумента решено было сделать уже в форме пятиконечной звезды, то есть десятигранным. Кстати, Дума на Невском в плане тоже пятиугольник.

Такое сечение ствола Обелиска создавало дополнительные световые эффекты, что особенно важно для серого гранита «Возрождение», из которого к этому моменту решено было вырубить монолит. При такой огранке он становился более заметным на фоне ленинградского неба.

ИСТОРИЯ № 5
Звезда над городом

Уже в газете «Ленинградская правда» появилась статья о будущем сооружении монумента и основные элементы композиции были утверждены, а завершение Обелиска окончательно ещё не найдено.

Кадр из к-ф «Детский сад»

Долго не решался образ. То казалось, что монумент должен заканчиваться (завершаться), как классический обелиск-гномон, то в эскизах, на вершине ствола, появлялась объёмная геральдическая композиция (крейсер «Аврора» в гирлянде дубовых листьев и лент).


А как быть со звездой? По положению о городах-героях изображение медали «Золотая Звезда» должно обязательно входить в композицию. Где её расположить? Можно рядом с орденом Ленина или просто на одной из граней Обелиска в картуше, можно в венке из лент и колосьев. Много эскизов, но ничто пока не устраивало.

 И вот — я смотрю кинофильм Евгения Евтушенко «Детский сад». Сюжет начинается в июне 1941 года. Москва, начало войны. На первых кадрах молодой красноармеец укрывает кремлёвскую Звезду защитным маскировочным чехлом. Потом эвакуация, детские военные скитания. А в конце фильма — Кремлёвская башня, и тот же, но немного повзрослевший, боец сбрасывает со Звезды защитный брезент. На фоне голубого неба загораются рубиновые грани. Победа!

Золотая звезда (перед монтажом)


Решено. На вершине Обелиска Городу-герою Ленинграду будет сверкать Золотая звезда. В этом нет ничего нового. Точно так же укрепляли фанерную звёздочку на скромных солдатских памятниках.

И это правильно.
Звезда завершит гранитный монумент, это будет перекличка с золотым корабликом на шпиле Адмиралтейства. Это связь героических событий, происходивших в нашей стране и в нашем городе.

Остаётся только уточнить в эскизах габариты, архитектурные элементы перехода к гранитному монолиту и систему крепления.

8 мая 1985 года Л. Н. Зайков сказал: «В числе первых наш город был удостоен звания Героя. Отныне об этом будет напоминать Золотая Звезда, венчающая гранитный обелиск!»

ИСТОРИЯ № 6
Венок на обелиске

В.С.Лукьянов. Эскиз основания монумента

В.С.Лукьянов. Эскиз основания монумента

Венок Славы. Рис. арх. В.С.Лукьянова

И ещё хочу вспомнить.

Начало лета. Ленинградский пригород. И как-то неожиданно… За кустами малины — одинокий обелиск ростом с солдатика-паренька. И покрашен он был давно-давно, и надпись на нём стёрлась. И, видно, девочки-подростки сняли с себя веночки, сплетённые из первых ромашек-васильков, и надели на Него.

«За малиновым кустом,
деревянный обелиск.
Что написано на нём…
Или…не было совсем.»

Вот так мы и сделаем. Наденем на наш Обелиск венок. «Венок Славы», сплетённый из лавровых листьев и полевых цветов.

Большой, тяжёлый, увитый георгиевскими лентами, мерцающий зеленовато-золотым, бронзовый венок сейчас украшает монумент.

Слава всем ленинградцам, павшим в тяжёлые дни Блокады — Женщинам, Детям, Рабочим наших заводов и бойцам Красной Армии!

* * *

Венок перекрывает место соединения гранитной базы-основания с главным, почти тридцатиметровым, монолитным стволом Обелиска. Но это уже технические подробности.

ИСТОРИЯ № 7
Торжественное открытие

Обелиск 8 мая 1985 г. Почетный караул

8 мая 1985 года, среда.

Как хорошо было организовано торжественное открытие Обелиска!
Площадь Восстания и, конечно, Невский проспект украшены флагами.

На здании Московского вокзала и гостинице «Октябрьская» праздничные панно, на павильоне метро большой портрет Ленина. В руках у сотен ленинградцев красные и синие флажки с изображением Обелиска и надписью «40 лет Победы».

Сувениры, выпущенные к открытию Обелиска

Специально к этому событию Ленинградским Монетным двором были выпущены бронзовые настольные медали и изящные значки. Обелиск на них изображён по одному из первых эскизов. Да разве в этом дело! Главное, что в день открытия Обелиска они на груди горожан.

В 1985 году ещё было очень много ленинградцев, переживших Блокаду.

Звучит военный оркестр, торжественным маршем проходят воины, замер почётный караул. Море флагов. У микрофона известные жители Ленинграда — академики, Герои Социалистического Труда, генералы.

Прошло больше 30 лет, как стоит монумент. Но каждый раз, когда прохожу по площади Восстания, я на минуту отвлекаюсь от суеты и вспоминаю моих родителей, которых в Ленинграде застала война. Я вспоминаю фронтовиков, с которыми мне посчастливилось работать при создании этого мемориала — Александра Ивановича Алымова, Геннадия Никаноровича Булдакова и Владимира Михайловича Иванова, офицеров Великой Отечественной войны.

Во время проектирования Обелиска сложилось стихотворение, в конце которого павшие в Блокаду обращаются к будущим ленинградцам:

«Не лежится
Мы же Вам…
Недосказали
Мы, как Звезды
Вам на Землю
П о б л е с т и м»

На Невском проспекте в центре площади мерцает на фоне неба, а по вечерам горит золотая Звезда — это погибшие в дни войны говорят своим детям, внукам и правнукам негромкие, недосказанные слова.
Мы слушаем.

ИСТОРИЯ № 8
Обелиск — это сакральный монумент

Архитектор В.С.Лукьянов. 11 апреля 1985 г.

В Египте верили, что такой мощный монолит придаёт силу их городам, это символ Солнца. Верили, что обелиск как энергетический штекер подключает к Космосу.

В Греции такие объекты называли ФАСЦИНУС, в Риме LIBER PATER. Париж и Рим украшают обелиски, вывезенные из порабощённых стран. Завоеватели верили, что в захваченном городе, лишённом Обелиска-Фаллоса, наступит бессилие (impotentia).

У всех народов обелиск, — это олицетворение жизнестойкости и энергии. Там никогда не скажут «стела». Стела (с одним Л) – это плоская вертикальная плита (в русском языке это слово женского рода).
«Приап» – так уважительно говорят про обелиск в Италии.

Еще иногда Обелиск Городу-герою называют — Стелла (с двумя Л), забывая, что stella — это по-латыни просто «звезда».
 По традиции римских архитекторов монумент можно было бы назвать «Stella Obeliscus» —«Звёздный Обелиск».

Обелиск. Рис. арх. В.С.Лукьянова

Ещё мне кажется, что название площади с появлением этого Обелиска, стало восприниматься как-то по-новому — «Площадь Восстания!» На Невском проспекте «восставлен» перпендикуляр-Обелиск.

А ещё «восстать» — в значении воспрянуть, встать, подняться. Ленинград восстановился после тяжёлой Блокады. «Площадь Восстания». Обелиск как восклицательный знак! Наш Город Воспрянул.

Обелиск Городу-герою на площади Восстания – это олицетворение жизненной силы и стойкости ленинградцев.

ИСТОРИЯ № 9
Про памятник Александру III

В 2007 году в архитектурной мастерской Штефана Шольца (Гамбург), по заказу компании «Адитум» был разработан проект Торгово-развлекательного комплекса под площадью Восстания. (?)

После этого несколько раз в средствах массовой информации поднимался вопрос о возвращении памятника Александру III к Московскому вокзалу, где он находился 80 лет тому назад.

Для чего? Понятно, что под Обелиском «Городу-герою» торговый центр построить не получится. Всё-таки 360 тонн и сверхмощный фундамент.

Стали писать, что перемещение памятников необходимо для «восстановления и справедливости, и исторического облика города». Так ли на самом деле? Или под предлогом возвращения «царя» нужно просто убрать Обелиск, который мешает постройке торгового центра?

Пл. Восстания. Александр III закрыт конструкцией

«Александр III» простоял на площади 9 лет как монумент и 20 лет, после 1917 года, как объект советской монументальной пропаганды с высеченной надписью «ПУГАЛО». В дни революционных праздников памятник служил каркасом агитационных сооружений. Саркастическое изображение царя вполне устраивало советских пропагандистов.

 Сам автор скульптуры, Паоло Трубецкой, говорил, что старался изобразить «одно животное на другом» (признание достойное). В 1914 году Николай II хотел «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновних глаз». Кому же необходим демонтированный перед войной монумент?

В конце тридцатых годов руководителями нашего государства был взят курс на восстановление некоторых традиций и укрепление СССР. Георгий Димитров записал в своём дневнике после празднования годовщины Октябрьской революции 7 ноября 1937 года тост Сталина: «… Русские цари сделали много плохого… Но они сделали одно хорошее дело: сколотили огромное государство до Камчатки. Мы получили в наследство это государство…». В этом случае саркастическое отношение к царю государственнику стало совершенно неуместным. И этот памятник убрали.

А позитивные памятники императорам как стояли, так и стоят — Николаю I, Екатерине II, Петру I и Александровская колонна. Все эти монументы ленинградцы охраняли даже в годы войны.

А памятник Александру III работы Трубецкого нужен только для сооружения Торгово-развлекательного центра по заказу «Адитум».

Комитет защиты площади Восстания

Многие ленинградцы-петербуржцы сразу прореагировали на планы по «реконструкции-трансформации» площади. В газетах стали появляться статьи историков города, направленные против строительства перед зданием вокзала торгового-развлекательного центра и возвращения памятника Александру III.

У меня хранится газета «Площадь Восстания №1» и листовка, в которых шахтёры города Сланцы обещали выйти на площадь в том случае, если кто-нибудь попытается перемещать Обелиск Городу-герою Ленинграду.

ИСТОРИЯ № 10
Волшебный документ №730

В.С.Лукьянов. Обелиск в День Победы. Рис. 1984 года

Передо мной документ, которому больше 36 лет. Он был издан уже после того, как на протяжении девяти месяцев, с февраля 1983 года, разрабатывался проект Обелиска Городу-герою Ленинграду на площади Восстания и после того, как представленный в Смольном вариант был одобрен первым секретарем Ленинградского обкома КПСС.

Ленинградский городской Совет народных депутатов

РЕШЕНИЕ от 21 ноября 1983 года № 730
О сооружении обелиска Городу-герою Ленинграду.
В соответствии с «Положением о высшей степени отличия — звании «Город- Герой»», утверждённым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года, и в связи с празднованием 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета народных депутатов решил:
Соорудить к 9 мая 1985 года на пл. Восстания обелиск в связи с присвоением Ленинграду высшей степени отличия звания «Город-Герой»

и… ПРИЛОЖЕНИЕ к решению. Координационный график изысканий, проектирования и сооружения обелиска, в котором указывалось, что архитектурное проектирование и эскизные решения художественных работ следует вести с ноября 1983 года.

Начало торжественного марша 9 мая

Я впервые увидел это «Решение» только в прошлом году. Значит эскизный проект Обелиска Городу-герою был рождён за девять месяцев (хорошее совпадение) и как-раз ПЕРЕД официальным письменным указом о начале проектирования. Интересная подробность!

И мне стали более понятны некоторые эпизоды, возникавшие при создании этого монумента. На поле боя приказы отдаются устно. Значит так было нужно, чтобы соорудить Памятник Героям к 9 Мая!

Май 2020 года.
Архитектор Лукьянов Владимир Сергеевич.
Член Союза Архитекторов СССР с 1980 года.
Билет № 2837.

Яндекс.Метрика